Карелия - вокруг Онежского озера


Вы можете разместить свой отчет в этом разделе

Аватара пользователя

Сообщения: 763

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 11:47

Сообщение 15 фев 2010, 18:28

Сообщение AnkO » 15 фев 2010, 18:28

Re: Карелия - вокруг Онежского озера

сильно понравилась рубаха подводника!
Хозяин бы понравился больше наверняка... ну хоть рубаха )))))) ))))
Пьяному море по колено [а лужа — по уши].
Аватара пользователя

Администратор

Сообщения: 4857

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 10:47

Откуда: Опушка Измайловского парка

Сообщение 15 фев 2010, 18:30

Сообщение Артём » 15 фев 2010, 18:30

Re: Карелия - вокруг Онежского озера

ДЕНЬ 5.
Ехали мы по тряской, но практически пустынной дороге на юг - в сторону дома. Но пока ещё не домой :)
Сначала нас ждал водопад Гирвас в одноимённом посёлке. Точнее это не совсем водопад - воды Суны отводятся от естественного русла в канал для нужд ГЭС. А избыток воды уходит в искусственное русло, пробитое в скалах.

Изображение

Гирвас является самым древним (около 2 млрд. лет) кратером вулкана в Карелии. При проведении исследований вулканических образований в районе северной окраины поселка Гирвас были обнаружены своеобразные вулканические породы, которые слагают сложнопостроенный вулканический аппарат, названный Гирвасским вулканом.

Изображение

Река Суна предположительно около 2 млрд лет назад, пересекая диабазовые гряды, на своем пути образовала 3 водопада: Гирвас, Пор-порог и Кивач. На Гирвасе река после входного гладкого водопада на протяжении полукилометра стремительно прорывалась через уступы скал в диком каньоне. В Пор-пороге она низвергалась тремя исполинскими ступенями на протяжении 50 м. Теперь это все в прошлом. После регулирования реки плотиной от двух последних порогов остались лишь воспоминания. Воды Суны были перехвачены плотиной в районе поселка Гирвас и через канал Пионерный направлены в озеро Палье и далее в озеро Сандал. Они питают турбины Пальеозерской и Кондопожской ГЭС, но Гирвас и Пор-порог прекратили свое существование.

Изображение

Проехав ещё немного по дороге мы попытались подъехать к Пор-порогу, но проскочили нужный съезд, а возвращаться поленились, так что видели только маленький его кусочек издалека. Далее свернули на живописную лесную дорожку:

Изображение

и начали петлять по ней и ей подобным в поисках секретной взлётной полосы :glasses:
Наиболее правдоподобные истории о прошлом этого аэродрома говорят о том, что он «был раньше запасным военным аэродромом. Там жили несколько солдат и офицер, сторожили аэродром. Изредка прилетал истребитель из Бесовца, ещё реже из Подужемья для тренировки. Посадки гражданских были только по согласованию.»
Полоса очень внушительная! Едешь-едешь по лесу и вдруг открывается асфальт до горизонта (и как выяснилось потом ещё столько-же :) ):

Изображение

После этого мы поехали к третьему водопаду на нашем пути - Кивач. Высота водопада около 11 метров (причём, вода падает с нескольких уступов). Водопад Кивач — второй по величине равнинный водопад Европы (после Рейнского).

Изображение

С легкой руки Державина – первого Олонецкого губернатора и выдающегося поэта, посвятившего ему в 1791 г. оду "Водопад", Кивач занял видное место в творчестве многих поэтов, художников, прозаиков.
Судьба этого водопада достаточно необычна – после отвода в конце 30-х годов части питающих его вод для нужд Кондопожской ГЭС, он в значительной мере потерял свою былую дикость и присмирел. Лишь в период весенних паводков он вновь пробуждается, но не на долго… Однако и в обычном своем виде водопад все равно прекрасен. Сжатые базальтовыми скалами воды реки Суны с восьмиметровой высоты тяжелым литым потоком обрушиваются вниз, образуя мощный, в клочьях пены, водоворот и создавая впечатляющий шум.

Изображение

Еще 20-30 лет назад под водопадом можно было увидеть онежских лососей, сейчас же, по свидетельству аквалангистов, у его отвесных стен любят стоять крупные лещи, окуни, щуки.
Ежегодно на водопад прибывает до 30-40 тыс. туристов. Самый знаменитый посетитель водопада - император Александр II. По случаю его приезда (в 1868 году), к Кивачу была проложена хорошая дорога, построены беседка на правом берегу и дом для ночлега – на левом, а ниже водопада – мост через реку Суну. В те далекие времена Кивач посещало не более 200 человек в год.

Изображение

Около Кивача расположен заповедник «Кивач» площадью более 10 тысяч га. У водопада располагаются также Музей природы и дендрарий. Вот, например, типичный представитель карельской берёзы - низенький и скрюченный :)

Изображение

По дороге освоили новое транспортное средство - каток:

Изображение

Установлен на память дорожникам века прошлого от дорожников века нынешнего:

Изображение

Дорога там, кстати, очень даже! Прямая, ровная, с хорошим покрытием. Илья даже заснуть не мог без тряски :)

Изображение

Двинулись в сторону Марциальных вод. По пути, заехав в магазин в деревне Чупа попали в кусочек острова Свободы:

Изображение

В зиму 1714 года кончезерский «молотовой работник» Иван Рябоев, «скорбевший сердечною болезнью», был послан на Равболото для присмотра за возчиками железной («болотной») руды. На месте он обнаружил незамерзающий родник, испил из него воды и почувствовал серьёзное облегчение. Причём пил он там дня три чтоль...

Вот этим парням явно необходимо подлечиться водами, как по-вашему? :)

Изображение

Церковь апостола Петра является единственным уцелевшим строением первого российского курорта начала XVIII в. Храм построен по распоряжению Петра Великого и, предположительно, по его плану.

Изображение

Внешний вид храма и внутренний интерьер в целом сохраняются в первозданном виде. Интерьер включает иконостас с живописью и деревянной резьбой XVIII века. В архитектуре и иконостасе храма уникальным образом соединены местные и западноевропейские традиции.
Ангелы там какие-то странные... Пётр сам их чтоль лепил...

Изображение

По крайней мере вот эти подсвечники - самолично он выточил:

Изображение

Дом горного ведомства («дом смотрителя») является единственным сохранившимся зданием селения Дворцы, уничтоженного в ходе строительства курорта в советское время:

Изображение

Изображение

Волшебную мельницу Сампо выковал кузнец Ильмаринен - вековечный кователь из зеленой страны Калевалы - для старухи Лоухи, владычицы холодной Похъелы. Из под жерновов чудесной мельницы потекли рекой мука, и соль, и золотые монеты. Затем настали в зеленой Калевале трудные времена, и захотели герои Калевалы поделить Самповы богатства, но старуха была жадная, и в ходе борьбы за мельницу разбилась она на мелкие кусочки, а осколки волшебной мельницы волны принесли к берегам Калевалы. Выловил их из воды мудрый Вяйнемейнен и закопал в землю. С той поры навсегда поселились в Калевале довольство и счастье.

Изображение

Знаменитая гора калевальских рун Сампо - это скалистая возвышенность на западном берегу Кончезера. Своим названием гора обязана советско-финскому фильму «Сампо», который снимался в этих местах в 1960-е годы по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». С горы открывается великолепная панорама лесов и островов Кончезера, протянувшегося на 30 км.

Изображение

Также гора Сампо считается местом силы. Стоя на ней, можно загадать самое заветное желание, и оно сбудется. Там растет дерево желаний - могучая сосна, на которой, загадав желание, необходимо повесить лоскуток своей одежды.

Изображение

После этого мы сочли экскурсионную программу дня выполненной и поехали искать место. Вопреки принципу «только вперёд» мы вернулись в сторону Пертозера - там мы видели неплохие места для стоянки. Вскоре нашли вполне приличное, хотя и не на берегу, зато без кровососов.

Вот такое лежбище скотиков :)

Изображение

Впрочем, немного отлежавшись Саша стал демонстрировать нам свои очередные кулинарные таланты :)

Изображение

Изображение
Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем. (О. Куваев "Дом для бродяг")
Изображение
Аватара пользователя

Администратор

Сообщения: 4857

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 10:47

Откуда: Опушка Измайловского парка

Сообщение 15 фев 2010, 18:31

Сообщение Артём » 15 фев 2010, 18:31

Re: Карелия - вокруг Онежского озера

ДЕНЬ 6 - В ЦАРСТВЕ ЖИВОТНЫХ
И вот наступило очередное хмурое (для отдельных членов команды) утро :)

Изображение

Первым делом мы доехали до Петрозаводска - вот он виднеется на другом берегу этой бухты:

Изображение

Вардегорский мыс и церковь Сретения Господня - построена в 1775 году на средства олонецкого купца И. Я. Кононова. В 1931 году церковь закрыта, здание перестроено под школу. В 1996 году возвращена верующим:

Изображение

Пройдя по краю ботанического сада Петрозаводского государственного университета (площадь 367 га.)

Изображение

Изображение

Мы пришли на Чёртов стул - гора на окраине поселка Соломенного.

Изображение

Сиденье стула представляет собой отличную смотровую площадку, с которой открывается вид на Петрозаводск:

Изображение

После этого мы слегка покатались по Петрозаводску, закупили энное количество местных напитков и морошки и поехали в КОСМОЗОО таёжный зоопарк.

Как будто на море приехали :)

Изображение

В окрестностях Карельского села Сяпся, расположенного на берегу Сямозера работает первый в республике зоологический комплекс, где животные содержатся в естественной среде. Звери, характерные для карельских лесов и лесотундр живут и размножаются в открытых вольерах.
Первым нас встретил ручной енот:

Изображение

Предлагалось его потискать, но мы отказались. Мне показалось, что он кивнул нам с благодарностью :)

Это наш экскурсовод - Александр Михайлович. Очень интересный и увлечённый своим делом человек. Не правда-ли, господа охотники? :)

Изображение

Медведи там оооооочень шумные! Маленькие они вполне добродушные - всем предлагалось дать им облизать руку, чтобы знать какой он - медвежий язык. Он... забавный! :)

Изображение

Малыши все симпатичные :)

Изображение

А это та самая пушистая северная лисичка - песец:

Изображение

Вот это енотовидные собаки, вологодская девушка и волчёнок:

Изображение

Пришло время кормёжки и тут мы узрели истинный волчий аппетит! Вот эта фитюлька сожрала миску мяса с горкой, которую я бы и за полдня не осилил примерно секунд за 15! И что потом? Побежал отнимать порцию у своей сестры!

Изображение

Интереснейшие существа - енотовидные собаки. Как оказалось - очень преданные, легко поддаются дрессировке, нифига не бояться и если их не кормить - впадают в спячку! Очень выгодно таких на даче держать. Мы поняли, что есть люди - совы, есть - жаворонки, а вот Илья - енотовидная собака :) Он тоже чуть что - впадал в спячку на заднем сиденье машины :)

Изображение

А вот эта туша килограмм под 200 взлетает на жёрдочку на высоте 3 метров - не успеете "ой, блин" произнести!

Изображение

Изображение

Самый умный медвежонок, когда другие орут на весь зоопарк этот сидит с печальным видом - ну кто ему откажет в кусочке пищи:

Изображение

А это самая красивая волчица:

Изображение

Кошка - она и есть кошка :) Только большая и пятнистая:

Изображение

Тут у меня возникли опасения - принцип "голова пролезла - значит и остальное пролезет" на медведей распространяется?

Изображение

Вот эту медведицу отдали из цирка Запашных. Не знаю почему, но она постоянно показывала язык. Я не специально так ловил кадры! :)

Изображение

Изображение

Изображение

А вот эта красавица - лосиха Машка :)

Изображение

Совершенно ручная, поведение как у лошади, даёт себя погладить, охотно позирует - чудесная зверюга :) После знакомства с ней мне очень захотелось посетить лосиную ферму под Костромой. В планах на следующую весну-лето (в этот период там можно попробовать лосиное молоко)

Изображение

Опять волдогодская девушка :) Я не специально :)

Изображение

Далее прокатились на Сямозеро - основа региональной экосистемы и расположенного на ее территории комплекса исторических, архитектурных, этнографических и природных памятников. Это одно из крупных озер южной Карелии, находится в бассейне реки Шуя. Озеро богато рыбой: судаком, сигом, окунем и ряпушкой. Вокруг озера расположены деревни, в которых сохранились деревянные часовенки постройки 19 века и ранее.

Изображение

Вот эта часовня аж XVI век!!!

Изображение

После этого мы проехали вперёд через посёлок Эссойла и расположились в отличном месте на западном берегу Сямозера:

Изображение

Поужинали картошкой с лисичками, половили рыбу - хорошо отдохнули.
После ужина доблестный командир распланировал следующий день - возвращение минуя Петербург и Новгород :)

Изображение
Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем. (О. Куваев "Дом для бродяг")
Изображение
Аватара пользователя

Сообщения: 829

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 11:40

Откуда: Перово

Сообщение 15 фев 2010, 18:32

Сообщение Буркалев » 15 фев 2010, 18:32

Re: Карелия - вокруг Онежского озера

Фото с Одином (волченком) моими родственниками (енотовидными) и вологодской девушкой - зачот!
Не утерплю отметить, что в конце дня все устали сильно и решение ехать на ночёвку туда, куда поехали, подсказал выспавшийся член экипажа - ваш покорный слуга )))))
Аватара пользователя

Сообщения: 763

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 11:47

Сообщение 15 фев 2010, 18:33

Сообщение AnkO » 15 фев 2010, 18:33

Re: Карелия - вокруг Онежского озера

лосиха, каток и чегевара - изумительно!
Пьяному море по колено [а лужа — по уши].
Аватара пользователя

Администратор

Сообщения: 4857

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 10:47

Откуда: Опушка Измайловского парка

Сообщение 15 фев 2010, 18:34

Сообщение Артём » 15 фев 2010, 18:34

Re: Карелия - вокруг Онежского озера

Akula написал(а):
Ну и что ж вы!!!?

Илья ж ловил. Не знаю - как он так облажался... :lol:
Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем. (О. Куваев "Дом для бродяг")
Изображение
Аватара пользователя

Администратор

Сообщения: 4857

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 10:47

Откуда: Опушка Измайловского парка

Сообщение 15 фев 2010, 18:35

Сообщение Артём » 15 фев 2010, 18:35

Re: Карелия - вокруг Онежского озера

ДЕНЬ 7 - ПРОЩАНИЕ С КАРЕЛИЕЙ
Вот ещё несколько кадров с того места, где мы ночевали - уж очень мне оно понравилось:

Изображение

Вообще со стоянками там нет проблем. Точнее сказать, когда я был там, мне казалось - ну, ё-моё, сколько можно искать приличное место, а сейчас я понимаю, что это было субъективное мнение, когда весь день за рулём поиски стоянки уже слегка раздражают. Однако, максимум у нас от желания остановится до действительной остановки было часа полтора (это при том, что желание остановится проявилось в районе 15 часов!) - я считаю это не так много. Тем более практически все стоянки были очень хороши!

Изображение

Напоследок мы посетили музей культовых сооружений древних саамов в деревне Киндасово:

Изображение

Саамы, они же - лопари, народность проживающая в Норвегии, Швеции, Финляндии и России (Карелия и Кольский полуостров). Из Южной Финляндии и Карелии саамы мигрировали всё дальше на север, спасаясь от распространяющейся финской и карельской колонизации и, предположительно, от обложения данью. Вслед за мигрировавшими стадами диких северных оленей предки саамов, самое позднее в течение I тыс. н. э., постепенно вышли к побережью Северного Ледовитого океана и добрались до территорий своего нынешнего проживания. Одновременно они начали переходить к разведению одомашненных северных оленей, но значительной степени этот процесс достигает только к XVI веку.

Изображение

У саамов существует почитание священных камней (утёсов, крупных валунов), связанное с покровительством промыслам и почитанием предков. До начала ХХ в. в каждой семье хранились божки — завёрнутые в тряпку камешки.Центральное место композиции занимает каменный лабиринт, подобный каменным лабиринтам Кольского полуострова и Белого моря. Кроме того, на территории экспозиции разместились саамские кромлехи – конструкции в виде концентрических кругов, сейды, установленные в вертикальном положении, а также несколько других сооружений:

Изображение

Пройдя лабиринт мы двинулись дальше - в посёлок Маньга, там находится часовня рождества Пресвятой Богородицы:

Изображение

Деревня возникла в середине 16 века и первоначально состояла из 4-х домов. В 1580-х годах деревня была разорена шведами, и восстановлена только через полвека. Сама часовня достаточно древняя, построена во второй половине 18 века. Изначально постройка была без колокольни, а крыльцо и звонница достроены в 19 веке.:

Изображение

Фактически на этом наше посещение Карелии закончилось. Мы поехали через Олонец, въехали в Ленинградскую область, проехали мимо Лодейного поля и поехали в сторону Тихвина - вот такой я придумал финт ушами, т.к. Ленинградка в районе Ладога - Петербург - Новгород мне была вполне знакома, хотелось новизны. Дороги там вполне приличные, а в окрестностях Тихвина - так и вообще идеальные. А вот после Тихвина мы свернули на Бокситогорск - и оттуда через Неболчи до Любытино пошла грунтовка. У меня о ней двойственное впечатление - с одной стороны есть ямы и пыль стоит столбом - после того, как догонишь машину или разминёшься со встречной видимость метров 5 вперёд. С другой стороны - машин там совсем мало, места очень красивые, а что до дороги - у нас ж внедорожник, что нам ямы и грунтовки? :) Пёр всю дорогу 60-80 км/ч и особо не напрягался. Вообщем я доволен, что поехал там. Тем более такие нетривиальные названия населённых пунктов:

Изображение

Не зря перечёркнуто - всё было очень даже нехирово :)

Следующий ночлег у нас вышел километрах в 10 после Любытино, встали на поле, отделённом от трассы полосой деревьев - сил искать что-то приличное уже не было, да и смысла никакого - дом менее чем в 500 км, по Карельским меркам это казалось совсем рядом :)

ДЕНЬ 8 - этот день описывать практически незачем, мы рано встали и, так как лил дождик, поленившись завтракать, отправились в дорогу. Проехали Боровичи и вырулили на Ленинградку за Валдаем. Дальше всё как обычно - пробка в Вышнем Волочке, фуры, обгоны, превышения скорости - сплошной дискомфорт. Однако, доехали без проблем.

Чего я могу сказать в завершение? Я доволен. Хотя поездка и вышла слегка "галопом по Европам" - но я так всё и планировал, мне хотелось посмотреть как можно больше, пусть и не слишком пристально. В Карелии я был первый раз и она казалась мне некой далёкой и загадочной землёй :) Я рад тому, что успел посмотреть, и рад тому, что ещё многое не успел - обязательно поеду туда ещё. А в следующем году хотелось бы доехать до Белого моря, тоже интересно - какое оно? :)
Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем. (О. Куваев "Дом для бродяг")
Изображение
Аватара пользователя

Сообщения: 553

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 11:32

Откуда: Ясеневские. С Москвы мы.

Сообщение 15 фев 2010, 18:36

Сообщение Iskander » 15 фев 2010, 18:36

Re: Карелия - вокруг Онежского озера

А вот теперь придётся и мне покорпеть над рассказом о нашем нетривиальном путешествии. Обязательно опишу пока не пропал кураж. Тём, спасибо тебе, что напомнил последовательность и названия "точек". Т.к. сам маршрут составлял не я и езда в качестве "овоща" (чисто внедорожний слэнг, обозначающий пассажира, недопущенного к управлению перевозимым транспортным средством) наложила определённый отпечаток на память. Мой стиль изложения несколько отличается от научно-познавательного Тёминого
Скажу проще: - в основном трёп и чернющий юмор.
О чём это я?... Блин, да я же разрекламировал сам себя!.. Щаз камандыр забанит
Аватара пользователя

Администратор

Сообщения: 4857

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 10:47

Откуда: Опушка Измайловского парка

Сообщение 15 фев 2010, 18:37

Сообщение Артём » 15 фев 2010, 18:37

Re: Карелия - вокруг Онежского озера

Не забанит, не забанит ;)
Вы пишите, вам зачтётся :D
Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем. (О. Куваев "Дом для бродяг")
Изображение
Аватара пользователя

Администратор

Сообщения: 4857

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 10:47

Откуда: Опушка Измайловского парка

Сообщение 02 июн 2010, 09:43

Сообщение Артём » 02 июн 2010, 09:43

Re: Карелия - вокруг Онежского озера

Статья интересная про Палтогский погост попалась. Мы там были.

Последнее богоявление на русском Севере
Деревянная церковь в селе Палтога — это признание церковных реформ патриарха Никона, выраженное языком архитектуры
Изображение
Церковь Богоявления в Палтоге была не только храмом, ее купола указывали дорогу странникам, рыбакам и промысловикам, в ней устраивались общедеревенские праздники и проходил мирской сход для решения важных дел. Фото автора

Земли к югу от Онежского озера, на границе Ленинградской и Вологодской областей, — это почти край света. Где-то здесь, параллельно трассе, соединяющей город Вытегру и поселок Ошта, проходит граница, отделяющая современность от безвременья, — черта, за которой начинается древний Север, мифическая Гиперборея, земля странная, парадоксальная и загадочная. Линия, отсекающая чадящие и бурлящие мегаполисы от забытых всеми деревушек, от доброго собачьего визга, от ощутимо материального запаха хлеба, колодезной воды и парного молока, от вековых бревенчатых изб. И люди здесь живут такие же — настоящие, крепкие, добрые.

Вдалеке от большой истории
Бабушка Юля открывает не сразу — ей уже девятый десяток, стук в дверь слышит не с первого раза. Видя на пороге незнакомцев, суетится, подбирает подол, машет рукой вглубь избы: сейчас поставит чайник, принесет молока, да что же не предупредили заранее, а то и к столу-то подать нечего, до магазина далеко, а одной много ли надо. Здесь, в селе Палтога, что приютилось в восемнадцати километрах от Вытегры, так заведено: кто бы ни стоял на пороге — сначала обогреть, чаем напоить, а там уже и к делам переходить можно. В доме у бабушки Юли — старинная печь с изразцами, прялка, внушительный, хоть и изрядно потертый, платяной шкаф с резными дверцами. Шутка ли — избе больше ста лет! Гостей сажают около окна, из которого самый красивый вид. Правда, красивый — не совсем верное слово. Скорее, завораживающий. На покатом пригорке, прямо над дорогой, подпирает небеса деревянное чудо — пятиглавая церковь Богоявления. Словно сам Господь вылепил ее из той же глины, что и придорожный холм — лаконично, но вместе с тем свободно, как бы играючи. Ради этого стоит преодолеть трудности лесных дорог и приехать за четыреста километров от Петербурга.
Изображение
Старинные надгробные плиты на церковном погосте — еще одно напоминание о Палтоге XIX века. Фото автора

Палтога никогда не была втянута круговорот большой истории. Войны обошли деревню стороной, здесь не рождались ни великие поэты, ни писатели, ни и математики… Однако каждый квадратный метр этой земли полон историей — обычной, бытовой, без имен и названий, и оттого еще более захватывающей и притягательной. В свое время вологодский историк Александр Рыбаков откопал в архиве челобитную некоего священника Лаврентия вологодскому архиепископу Гавриилу.

В прошлых годех назад тому дватцать лет нашего Николаевского приходу приходские люди привезли церковного плотника строить церковь заонеженина Николаевского приходу что в Палтуге Васку Иванова сына, а взяли его от церкви великомученика Федора Стратилата, и он, Васка, в твоей архиепископии построил многие церкви.

Документ датирован концом XVII века. Для Онежского края — это золотая пора деревянного зодчества, продлившаяся до середины века XVIII-го. Именно здесь, в деревне Гимрека, была построена в 1659 году дивная шатровая Рождественская церковь — предтеча и прообраз знаменитой Успенской церкви в Кондопоге. В 1708 году неподалеку от Вытегры, в селе Анхимово, освятили двадцатипятиглавую Покровскую церковь. А еще через 6 лет на острове Кижи воздвигли бесценное сокровище — Преображенскую церковь о двадцати двух главах. Ходят легенды, что к этим храмам приложили руку голландские мастера, бывшие в почете у Петра I (1672–1725). Но это не так. Давно установлено, что все эти деревянные шедевры возводили безымянные плотницкие артели, кочевавшие из деревни в деревню в поисках заработка. И упомянутый Васка, Иванов сын, тот, что из Палтоги, был как раз из числа таких плотников. Деревянная Богоявленская церковь в его родном селе была освящена примерно в то же время — в 1733 году. Храм простоял три века — чем не памятник таланту и духовности древнего мастера?

Зачарованное многолавие
Богоявленская церковь в Палтоге может многое рассказать. При должном напряжении воображения перед глазами возникает большое и богатое село. Жители его уже и сами не помнят, сколько веков занимаются охотой, пушными промыслами, рыболовством и скотоводством. Недалеко отсюда город Вытегра, большой перевалочный пункт на торговом пути из Архангельска в Петербург. Большие ярмарки и заезжие купцы дают возможность палтожским крестьянам сколотить крепкие хозяйства, строить большие, прочные дома, не скупясь на резьбу и украшения. Праздники шумят здесь долго и бурно — свадьбы перекатываются из избы в избу, а в крестные новорожденным набивается вся деревня. Такой была Палтога в XVIII веке, когда на холме возле дороги начали строить деревянную Богоявленскую церковь.

Большому селу — большой храм. Это правило еще древнее, чем сама Палтога. И здесь не просто желание покрасоваться перед соседями: в старину церковь служила не только местом для молитвы. По куполам и крестам над кромкой леса находили дорогу заплутавшие странники, рыбаки возвращались домой, ориентируясь на блеск серебристых осиновых лемехов (деревянных пластин, которыми крылись купола рубленных церквей); а по праздникам в церкви устраивались шумные застолья, в тяжелые же времена на общем сходе здесь вершились дела и судьбы. Для мирских дел в храме существовало отдельное помещение — трапезная. Надо отдать должное народной мудрости и такту: трапезную всегда перекрывали простой двускатной крышей — такой же, как на обычной жилой избе, дабы не оскорблять Бога, не вторгаться со своей суетой под сень куполов. Да и внутри от молитвенной части храма трапезную отделяли деревянные ворота — на святое никто не посягал даже во время бурных споров, нередко доходивших до драк.
Изображение
Внутри Богоявленская церковь словно паутиной была оплетена деревянными конструкциями, которые остались здесь после реставраторов. Нужно было соблюдать осторожность — многие из них уже прогнили. Фото автора

Службы в Богоявленской церкви проходили в просторном, светлом помещении. Окна в несколько рядов, массивный резной иконостас, расписное «небо» — все это придавало храму торжественность и истинное благолепие. Снаружи над молельным помещением безымянные зодчие возвели сложную, а потому довольно редкую конструкцию — двухъярусную крещатую бочку с кокошниками на каждую из сторон света, увенчанную пятью главками. Четыре поменьше и одна — центральная — побольше. Сам храм был выстроен из темной лиственницы и сосны, а главки были покрыты осиновым лемехом. Серебристые чешуйки на солнце отчаянно сверкали, приковывая к себе взгляд еще за несколько километров до села.

Пытливому исследователю, вероятно, покажется странным, что зодчие избрали именно такую форму перекрытия. Все-таки в Онежской стороне в старину строили в основном храмы с шатровым завершением (по этому признаку искусствоведы выделяют даже особую прионежскую школу деревянного зодчества) — и в большинстве дошедших до нас деревянных соборов обыгрывается именно шатровая вертикаль. Однако при ближайшем рассмотрении ничего удивительного в палтожском игривом многоглавии нет. Всего в нескольких десятках верст отсюда находится уже упомянутое село Анхимово, где до второй половины XIX века стояло настоящее чудо света — деревянная двадцатипятиглавая Покровская церковь.
Изображение
Палтога, 1909 год. Фотография Сергея Проскудина-Горского (1863–1944). Еще видны маленькие главки вокруг центрального барабана, исчезнувшие после «подновления». Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский из архива Библиотеки Конгресса США

Достаточно представить себе Кижский ансамбль, чтобы понять, как она выглядела. Те же формы, те же объемы — разве что пропорции немного иные. Собственно Покровская церковь была предтечей, тренировочной площадкой для строителей Преображенского собора на знаменитом острове. Она не дошла до наших дней — сгорела. Правда, два года назад в Невском лесопарке на окраине Петербурга стараниями известного архитектора и исследователя Михаила Мильчика была выстроена точная копия утраченного шедевра. Но это совсем другая история. А пока — представим себе странника, который идет себе по Вологодскому тракту, из Петербурга в Вытегру. И за очередным поворотом неожиданно, словно Божий дар, открывается ему переливчатое многоглавие Богоявленской церкви. И это — еще только намек, только предупреждение о том, что впереди, в Анхимово ждет его настоящее чудо.

Но есть и другая причина, по которой безвестные зодчие отказались от шатровых форм. Ведь не прошло еще и ста лет со времен грандиозной церковной реформы, затеянной патриархом Никоном (1605–1681). Одним из ее многочисленных нововведений стал запрет на строительство в России шатровых храмов, как не соответствующих древним византийским канонам. Шатры действительно были чисто русским явлением: с ними народным мастерам до небес ближе было. Поэтому запрет на их возведение больно ударил по храмовой эстетике, но на Севере в те годы царская власть была не всесильной, вот и стали строить огромные шатровые церкви наперекор Никону. Позже церковь с этим смирилась, и в 1774 году появилась на противоположном берегу Онеги, в Кондопоге, известная Успенская церковь — самый высокий из ныне существующих храмов шатрового типа. Но в Палтоге безвестные мастера выбрали другую задачу: поставить на людном тракте храм, который соответствовал бы всем установленным канонам, но при этом был самобытным и неповторимым — настолько, насколько это позволяет живой и пластичный материал — дерево. И их технологиям вполне могли бы поучиться те же голландцы: русские принципиально не использовали гвозди, ибо вокруг железа дерево гниет в несколько раз быстрее.
Изображение
Из окна Богоявленский церкви видно окно Знаменской. Словно взгляд глаза в глаза, так восемнадцатый век смотрит на девятнадцатый. А в глазах-то бесприютная тоска. Фото автора

А потом наступил XIX век, и деревянные храмы стали восприниматься как дремучий архаизм. Поэтому в десяти метрах от Богоявленской церкви воздвигли новую (Знаменскую) — каменную, по всем канонам модного тогда классицизма: с объемным круглым барабаном и белоколонным портиком. Деревянный шедевр пожалели — разбирать не стали. В начале ХХ века его «подновили» — обшили со всех сторон тесом, покрасили «под камень», расширили окна и убрали четыре боковые главки, оставив только центральную. С нее содрали лемех и покрыли листовым железом. Службы шли в обоих храмах, каменную Знаменскую церковь использовали как зимнюю, деревянную Богоявленскую — как летнюю. А потом грянула революция, храмы закрыли, приход разогнали. Потом была коллективизация, репрессии, ссылки, потом — война. Народу в Палтоге поубавилось, да и как-то не до Бога было… В деревянной церкви устроили склад и сельский клуб, а каменную оставили медленно разрушаться.

Безысходность запустения
Но сразу после войны богослужение в деревянной церкви вдруг возобновилось. Бабушка Юля не помнит ни имени священника, ни откуда он, помнит только его низкий, спокойный голос, еле слышный треск восковых свечей и запах — неповторимый теплый запах дерева и ладана. Старушка показывает через окно на унылый, почти разваливший сарай — все, что осталось от дома, в котором жил тогда священник. И к нему можно было прийти в любое время, попросить чаю, рассказать о своей беде, о своих чаяниях и надеждах. Но однажды священник уехал в город и больше не вернулся.

Зато приехали молодые архитекторы — с горящими глазами, жадные до полузабытого наследия. Это были романтические 1960-е, сопровождавшиеся коротким, но бурным всплеском интереса к старинному деревянному зодчеству. По всей стране тогда открывались музеи под открытым небом, с древних памятников снимали поздние архитектурные слои, восстанавливали технологии и секреты народного мастерства. На этой волне началась полномасштабная реставрация Богоявленской церкви. На свое место вернулись четыре главки, чуждое железо было снято с кровли, храм опять засиял серебристым осиновым лемехом. Начали снимать безликую обшивку сруба, и казалось, что совсем скоро можно будет увидеть храм таким, каким видели его почти три столетия назад жители Палтоги.
Изображение
Проникнуть в церковь Богоявления можно было единственным способом — пройти по мостку, ведущему на леса. Фото автора

Однако как-то так получилось, что начатая реставрация неожиданно закончилась. Глядя на все еще стоящие строительные леса, перебирая в соседнем сарае заготовленный лемех, кажется, что здесь случилась какая-то катастрофа, что люди, пытавшиеся спасти храм, вернуть ему первоначальный облик, в одно мгновение исчезли, испарились, бросив всё как было. Впрочем, дело практически так и обстояло, вспоминают местные жители.

За реставраторами приехал автобус, они покидали в него свои вещи и укатили в сторону Петербурга. Потом, правда, спустя много лет возвращались… за медом: деревянный храм облюбовали пчелы, и ароматного лакомства там было, как на пасеке. Так и стояла дивная Богоявленская церковь последние тридцать с лишним лет — открытая всем ветрам и дождям, с беспомощно распахнутыми окнами, словно удивляясь тому, что вот так вдруг, в одночасье оказалась на обочине истории.

Забраться внутрь храма можно было по толстой доске, ведущей с земли на строительные леса, оттуда — в окно. И вот ты в церкви. Немного не по себе от сознания того, что стоишь посреди алтаря — самой священной части храма, куда простому смертному вход обычно закрыт. Храм завален строительным мусором, а в центральном помещении под самый потолок возведены, да так и брошены, деревянные конструкции. Неосторожное движение — и откуда-то сверху летит гнилая доска, с гулким треском ударяется об пол и разлетается на щепки.

А там, наверху, прямо сквозь крышу и стены, сочится свет. На полу, среди обрубков бревен и ржавых жестяных банок, валяется деревянный щит лазурно-голубого цвета — все, что осталось от расписного «неба». При входе на массивной стенной балке глубоко и старательно кем-то врезано: «Маша + Коля». Десятилетия забвения сделали свое дело — тесовая кровля прогнила насквозь, местами обвалилась, бревенчатые стены превратились в решето. С ужасом замечаешь, что вместо одного из углов зияет гигантская дыра — словно сюда залетел шальной снаряд.

Но надежда на возрождение храма все-таки была. Где-то в кабинетах министерств и ведомств шли споры о том, кто должен раскошелиться на реставрацию. Несколько раз приезжали комиссии аж из Москвы, что-то замеряли, записывали, фотографировали. Архитекторы и реставраторы нет-нет, да и предлагали перевезти бесценный памятник в какой-нибудь музей деревянного зодчества, и опять начинались споры: за чей счет? Но надежда была. Потерять Богоявленскую церковь казалось немыслимым.
Изображение
Богоявленская и Знаменская церкви в Палтоге были похожи на двух сестричек-странниц. Согбенные и неприметные, как будто несли на себе все грехи этого мира. Всеми забытые, они вместе доживали свой век. Сейчас одной уже нет. Фото автора

В конце лета прошлого года бабушка Юля услышала жуткий треск и грохот. Думала, что на дороге случилась авария. Но когда обернулась — схватилась за сердце и горько заплакала. Пятиглавое деревянное чудо рухнуло.

Сергей Загацкий, 01.06.2010

Взято отсюда: Телеграф «Вокруг Света»: Последнее богоявление на русском Севере
Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем. (О. Куваев "Дом для бродяг")
Изображение
Пред.След.

Вернуться в Отчёты

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by ST Software for PTF.
Русская поддержка phpBB